Игры, тренинг и «Soft skills» 

I. Какие «мягкие навыки» нам нужны?

Наверняка те, кто следит за обсуждениями проблем современного образования и развития компетенций, заметили лавинообразный рост числа публикаций, в которых отмечается важность обучения «soft skills» или «мягким навыкам». 

 Одним из толчков популяризации этой темы стал доклад «The Future of Jobs» (Всемирный экономический форум, январь 2016). Не отрицая важности развития этих компетенций, мы все же постараемся выделить проблему: как наиболее эффективно осваивать указанные навыки? 

Практика тренировки «мягких навыков» по отдельности вызывает сомнение (особенно для детей и подростков), поскольку эффективна только в ситуации, когда у Вас все отработано, кроме какой-то частной способности. 

 Наша версия ответа: это нужно сделать в системе, которая «есть большее, чем сумма элементов». А для этого нужно ответить на вопрос – для какой позиции мы формируем систему навыков? С нашей точки зрения, такой практикой или занятием для ребенка может стать мир лидерства, управления и ряд смежных, схожих с ними активностей (предпринимательство, политика…). 

 В отличие от идеологий «личностного роста», «самосовершенствования», «подготовки к взрослой жизни» и т.п. лидерство – это феномен достаточно близкий и понятный в жизни ребенка. Подростки живут в группах, сообществах, в которых феномены лидерства не пустой звук, а конкретная реальность, с которой им приходится сталкиваться в повседневной жизни. Можно также отметить новых персонажей и новые образцы успешности в глазах подростков – ровесники-предприниматели, ученые, политики, молодые успешные технологические предприниматели и бизнесмены (Марк Цукерберг, Стив Джобс, Павел Дуров и другие).  

II. Как управленческая позиция «собирает» навыки в систему

Мы считаем, что «мягкие навыки» наиболее эффективно «собираются» в управленческой позиции. Здесь стоит отметить, управление мы понимаем более широко, чем управление другими людьми, ресурсами, временем... Управление также не обязательно связано с ролью начальника – это функция, которая может выполняться и без соответствующего статуса (вспомним сетевые структуры или бирюзовые организации). Управление – это такое воздействие на структуру деятельности, которое приводит к смене ее качества. 

Для этого нужно обладать следующими компетенциями: 

  1. Целеполагание, 
  2. Анализ ситуации, 
  3. Разработка и реализация стратегии достижения цели. 

При этом, большинство «мягких» навыков будут выступать в функции дополнения, усиления управленческих компетенций. Например, системный анализ, как навык, необходим в анализе ситуации и оценке плацдарма; когнитивные навыки, навык решения сложных проблем необходимы при целеполагании; социальные, процессуальные навыки будут выступать условием разработки и реализации стратегии. Соответственно, их освоение целесообразно проводить в рамках реализации управленческих компетенций. 

Современная история успешных компаний насыщена примерами, использования их лидерами именно этих компетенций: 

  • Восхождение Microsoft «на Олимп» в области операционных систем, 
  • Возрождение Apple после возвращения С.Джобса в компанию, 
  • Занятие Tesla лидирующих позиций в производстве электромобилей и т.д. 

Во всех случаях огромную роль сыграли выдающиеся управленческие навыки лидеров – способности: ставить амбициозные цели, анализировать ситуацию и выделять проблемы отрасли, разрабатывать стратегии и воплощать их в новой организации деятельности. 

III. Как осваивать управленческие и лидерские навыки

Возникает вопрос: как наиболее эффективно осваиваются указанные навыки? Наиболее действенным методом освоения управленческих и лидерских навыков является их тренировка в условиях, приближенных к реальным. Нами разработан ряд тренажеров, на котором подростки «прокачивают» потенциал лидера и управленца. 

Тренажеры - это специально сконструированные игры, в которых «зашиты» условия действий управленца, организатора, лидера. 

1. Компоненты тренажеров: 

1) Это плацдарм или поле, в котором он действует, входя в ту или иную сферу жизни и деятельности. Например, в ролевой игре «Рынок смартфонов» плацдармом будут рынки смартфонов, производства смартфонов и операционных систем, органы государственной власти. Чтобы «увидеть» плацдарм, нужно понять, как пользоваться деньгами, как покупать ресурсы, как продавать услуги... Для этого участнику необходимо понять процедуры, правила, расчеты, операции и т.д. Игрок не может с этим не считаться, вынужден принимать на себя определенные обязательства – «играть роль». Без этого взаимодействие не состоится, и собственно управленческое действие не может быть осуществлено. 

2) Активные субъекты – это люди, организации, команды, с которыми участнику предстоит взаимодействовать на плацдарме, которых он будет пытаться встраивать в свои действия для достижения целей. А те, в свою очередь, попытаются достичь своих целей и противостоять действиям других участников... Поэтому управленец должен построить комбинацию ходов, по формированию альянсов, команд, организации каких-то ситуаций, которые позволят ему накопить ресурс для действия или снять ограничение, препятствующее достижению цели. 

3) Правила. Это условия, которых должны придерживаться участники на плацдарме, чтобы осуществлять упорядоченное взаимодействие (без хаоса и «беспредела»). Правила, могут формироваться за счет установления соглашений самими участниками. Имитационная игра «Лидер в социальной реальности» как раз посвящена отработке конструирования соглашений в противовес образованию групп по стереотипам.   

2. Технология игр: 

Навыки лидерства и управления приобретаются в игровых ситуациях, сконструированных на основе реальных экономических, политических событий и социальных отношений (сюжеты и модели игр носят абсолютно «жизненный характер»). При проведении ролевых игр в тренинге претендентам на лидерство (занятие управленческой позиции) дается установка на: 

  • Постановку в игре амбициозных целей, 
  • Формирование картины плацдарма, 
  • Просчет целей и оснований действий других игроков, 
  • Построение и реализацию стратегий: освоение новых средств, использование ресурсов, не принадлежащих его роли, соорганизацию других игроков (альянсы, команды). 

Участники тренинга, пытаясь проделать эти операции, на практике отрабатывают необходимые навыки. Для фиксации и закрепления навыков используется следующая схема: 

  1. Фиксация целей и попытки действовать в ситуации (в игре), 
  2. В пост-игровой рефлексии участники анализируют свои действия и с помощью игротехников разбираются с более эффективными способами и средствами, 
  3. В следующих играх, участники пытаются реализовать новые способы действия, с учетом отрефлексированных ошибок прошлых игр. 

Именно так происходит наработка и закрепления базовых управленческих навыков. 

Что касается мягких навыков, (например, построение коммуникации, ведение переговоров, способность к убеждению и т.п.), то они выступают в качестве сопутствующих, осваиваются «по ходу дела» и в степени, необходимой для совершения основных действий. 

Наш опыт проведения тренинга «Интеллект лидера» свидетельствует, о том, что: 

  • Проблемы с коммуникацией «снимаются», как только подростки начинают понимать, зачем им другие игроки, что они от них хотят, 
  • Процедуры ведения переговоров и технологии убеждения становятся малозначимыми, если есть представление о целях, мотивах «визави» и у Вас есть то, что ему очень нужно, 
  • Координация действий с другими, например, по созданию альянсов, также настраивается, как только находятся общие интересы (например, совместное продвижение в игре выгодных решений и т.д.), 
  • Управление разными ресурсами: не сразу, но довольно быстро участники понимают формулу «прибыль = доходы – расходы» (часто для детей совсем незнакомую), где взять недостающие ресурсы (например, объединить средства для победы) – это все является частным проявлением навыка анализа ситуации... 

Основными же осваиваемыми компетенциями, к которым «крепятся» остальные, как уже отмечалось, являются постановка целей, прояснение плацдарма, построение и реализация стратегий.  

IV. Постановка целей в тренинге

Вопрос о целеполагании сегодня редко поднимается в форме проблемы. Он фактически «закрыт» технологией SMART и т.п.: Specific (конкретность), Measurable (измеримость), Attainable (достижимость), Relevant (уместность), Time-bound (ограниченность во времени). 

 Но если проанализировать основания этой технологии, то мы увидим, что она предназначена для постановки целей внутри функционирующей системы. Что означает: 

  1. Ситуация, в которой делается целеполагание, типична и узнаваема, 
  2. Сама цель также стандартна и, поэтому, измерима в количественных и временных показателях, 
  3. Ресурсы и средства достижения цели очевидны и легко считаются... 
Только в таких ситуациях и работает SMART. Если же Вы попадаете в проблемную ситуацию, то все становится по-другому: 

  1. Попадаете Вы в нее в двух случаях: обстоятельства кардинально изменились, и для Вас встает вопрос «жизни и смерти», Вы сами поставили амбициозную цель, существенно выходящую за рамки Ваших актуальных возможностей. 
  2. Стоит отметить, что таких ситуаций в нашей жизни становится все больше и больше. И первое с чем мы сталкиваемся – это: 
  • цель – нестандартна, трудно измерима, старые, готовые средства не работают (в т.ч. технология SMART), 
  • новые – адекватные обстоятельствам и эффективные средства нужно конструировать самостоятельно, 
  • да и сам плацдарм деятельности еще необходимо прояснить. 

Вот именно в такие ситуации мы погружаем участников нашего тренинга «Интеллект лидера». 

Задачей самого первого «упражнения» в ролевой игре как раз является постановка целей в проблемной ситуации: 

  • с одной стороны они заданы ролями, которые достаются игрокам: торговать, зарабатывать деньги, проводить госзакупки... 
  • с другой стороны для победы этих действий совершенно недостаточно – Вас обойдут более «шустрые» конкуренты, или, вообще, вытеснят с рынка или снимут с должности, 
  • поэтому собственные («правильные») цели Вы можете поставить, только если выйдете за рамки своей роли в управленческую (лидерскую) позицию, из которой открывается совсем другое видение ситуации, неявных ресурсов и возможностей конструирования новых средств. 

Задача довольно сложная. Редко у кого получается с первого раза. Но для отработки этой техники есть: 

  1. Рефлексия, где разбираются такие моменты: произошел ли выход в управленческую позицию и как (за счет чего) его можно было осуществить, 
  2. Серия игр, в которых можно продолжать попытки это сделать и пойти дальше – к разработке выигрышной стратегии. 

V. Анализ ситуации, или куда я попал?

В тренинге «Интеллект лидера» участники попадают ситуации, когда нужно прояснять сам плацдарм действий. 

Конечно, что и как делать «по роли» для тех, кто не понял сразу, как правило, становится ясно уже на 2-м такте игры: покупаешь комплектующие, собираешь продукт, продаешь на рынке. Но так не победить – все делают тоже самое, и, примерно, с одинаковыми результатами. 

Но если Вы поставили себе амбициозную цель, например, занять монопольное положение на рынке (сегменте рынка), то Ваш плацдарм резко расширяется и нуждается в специальном анализе: 

  • У каких ролей есть средства, которые можно использовать для достижения такой цели (у Вашей роли их нет – в этом проблемность ситуации), 
  • При этом ресурсы и средства (деньги, стандарты, пошлины...) «не работают» по одиночке. Поэтому, необходимо просчитать эффективность и возможность построения разных комбинаций... 
Такой анализ проделать не просто. При проведении тренинга мы неоднократно наблюдали, что у подростков активизируется мышление именно в кризисных ситуациях: конкуренты опередили в борьбе за дефицитный ресурс, создали невыгодные условия, ограничили выход на рынок сбыта... 

Зато, если произошел этот «сдвиг», ребята начинают играть в полную силу и использовать ресурсы и механизмы игры, ранее невидимые! Соответственно, у них тренируется навык анализа сложных, незнакомых ситуаций, который, несомненно, пригодится им в жизни! 

VI. Построение выигрышной стратегии в игре

1) Что такое стратегия: 

Понятие «стратегия» появилось по отношению к военному делу и произошло от древнегреческого strategos – полководец (stratos – войско и ago – веду). Инструментом реализации стратегии является тактика - искусство построения войск (от tásso - строю войска). Вот что писал известный военачальник и военный теоретик Карл фон Клаузевиц в трактате «О войне»: 

«Стратегия есть использование боя для целей войны... Она составляет план войны и связывает с поставленной военным действиям целью ряд тех действий, которые должны привести к ее достижению; иначе говоря, она намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям». 

ИТАК, тактика нужна для того, чтобы участвовать в битве (и не обязательно победить), стратегия - для того, чтобы выиграть войну. Что из этого следует для построения выигрышной стратегии в игре: 

Каждое отдельное событие в игре – это «бой», и провести его можно двумя способами «построения войск» (ресурсов, партнеров и пр.): 

  • Чисто тактически – исходя из целей и возможностей своей роли (в начале, так поступает большинство участников), 
  • Стратегически – строя тактику на каждый такт или событие игры исходя из целей на всю игру (например, стоит ли участвовать в госзакупках и при каких условиях или как использовать голосование в Думе...). 

2) Стратегические цели: 

Как отмечает Карл фон Клаузевиц, на постановку цели влияет ряд факторов: 

«Естественной целью военной деятельности является сокрушение противника… Однако политические требования не всегда бывают достаточно явны, и в этом первая причина различия средств… Положение и обстановка государств неодинаковы; в этом может заключаться вторая причина. Точно так же неодинаковы и сила воли, характер и способность правителей; это — третья причина». 

Здесь для нас важным является то, что стратегическая цель обусловлена несколькими факторами и осознанное целеполагание (и далее, определение средств достижения) предполагает их просчет. Что из этого следует для построения выигрышной стратегии в игре: 

  1. Естественная цель в игре – победить (но согласно представлению о стратегии, это лишь один из факторов, определяющих целеполагание), 
  2. Постановка цели в игре определяется в т.ч. и «характером» игрока (например, его амбициями как лидера и управленца), 
  3. Постановка цели предполагает конструирование выигрыша. Это и есть построение выигрышной стратегии через комбинирование ресурсов и инструментов, распределенных у разных ролей в следующих «пространствах» игры: 

  • конкуренция (бизнесы), 
  •  административное (мэр, губернатор...), 
  • политическое (Госдума...). 

Стратегии, например, могут строиться: на ограничении возможностей других ролей, или на «захвате» рынка определенными средствами... Устройство игр тренинга предполагает широкий набор инструментов для конструирования выигрыша – в разных играх можно «собрать» от трех до десяти стратегий, ведущих к победе. Игроки, оставшиеся на уровне конкуренции, оказываются в заведомо проигрышной ситуации. Отработка подобных стратегий – это важнейшая задача в подготовке лидеров, которые должны уметь не только управлять командой, но и перестраивать плацдарм, устанавливать новые правила «игры», находить неявные ресурсы, конструировать новые средства для достижения целей... 

Осваивая такой подход, участники тренинга за 2 дня приобретают концентрированный опыт лидерства, который в обычных условиях не получат и за 2 года.